ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Все мое детство прошло под шум реактивных двигателей. И когда я жил на улице Астраханской в поселке Стандартном, построенном для заводчан, и когда моя семья переехала в 1959 году на улицу Гагарина. В течение 20 лет в одно окно было видно, как по трассе с запада заходили на посадку пассажирские самолеты, держа курс на городской аэродром «Арское поле». Другие окна выходили на север, где взлетали и садились самолеты 22-го авиазавода. Кроме того, время от времени, можно было видеть вертолеты, которые базировались на вертолетном заводе.

Да и родители мои работали на 22-м заводе, хотя и ничего не рассказывали своим детям о конечной продукции своего труда. Секретность была тотальной. Разве что разрешалось говорить о пассажирском самолете Ил-62. Тем более, его можно было увидеть в заводских буклетах. Лишь после Перестройки и развала СССР появилась возможность узнать, что же строили десятки тысяч казанцев, и чем гордилась, да и сейчас гордится, наша авиационная держава.

Российская авиация имеет большую и славную историю, и за последние годы в печати вышло огромное количество публикаций по этой тематике. Однако авиастроение Казани можно выделить отдельной темой. У нас выпускались, и что очень важно, выпускаются и сейчас, военные и гражданские самолеты, вертолеты, авиационные двигатели, мишени и различное оборудование. Но долгое время история казанского авиастроения была скрыта под грифом «Секретно». И лишь в последние годы вышли книги о КАПО и КВЗ в подарочном исполнении.

В связи с открытием архивов в середине 1990-х годов, у историков появилась возможность ознакомиться с документами ранее закрытых заводов и ОКБ. И хотя период рассекречивания ограничивается концом 50-х и началом 60-х годов, архивные материалы позволяют создать, пусть не полную, но достаточно обширную картину развития казанской авиации. Работа в Национальном архиве РТ была дополнена встречами с казанскими ветеранами авиации, а также использовалась открытая информация в СМИ. Особое место в книге отведено летчикам-испытателям, здесь перечислены все погибшие авиаторы, и на основе документов рассказано о некоторых катастрофах и авиационных происшествиях. В издании использованы уникальные фотографии из архивов и частных собраний.

Авторы выражают свою глубокую признательность всем людям, которые помогали ему в работе над книгой. Это Антропова З.Т. , Аристов Ф.С., Балакин Г.Г., Боркунов В.Г., Гатиатуллин Р.М., Говорова В.Б., Гребеньков О.А., Громков И.Г., Дворянкин В.Т., Демина М.И., Демчак Б.Я., Жен Н.А., Жиляев В.Г., Закаржаев М.Б., Иваненко И.С., Иванова Л.М., Карташов В.Б., Коняхина В.И., Кузнецов В.Е., Липин А.Г., Литовинский В.К., Мазо С.А., Максимов В.П., Максимов Л.Н., Манжосов Н.И., Минибаева М.А., Митряев И.М., Михайлов С.А., Одиноков М.Ю., Палутин В.И., Пальчикова В.А., Русаковский Р.И., Сабиров Х.А., Самойлов С.Н., Самойлов В.А., Севостьянов А.А., Соломахин В., Сорокин Е.Г., Стародубцева Е.С., Тихонов М.А., Фомин Г.Я., Шестаков Е.Г., Эйдельман Б.М., Яковлев П.С., Якубовский А.Х. и многие другие. Хочется поблагодарить Балашова Ю.А. – главного редактора журнала «Казань» и его сотрудников, а также работников Национального архива РТ. Велика роль в создании книги бывшего ректора КГТУ-КАИ (ныне президента университета) Дегтярева Г.Л., который в свое время поддержал идею написания книги и оказал всемерную поддержку в процессе ее создания. С Ринатом Утикеевым мы месяцами работали в Национальном архиве, ходили на встречи с ветеранами, и он стал автором главы о КМПО.

При подготовке рукописи к изданию авторам пришлось встречаться с людьми, чья жизнь оказалась тесно связанной с темой книги. Большинство из них охотно и бескорыстно помогали своими воспоминаниями, фотографиями и документами. Конечно же, без их участия в работе это издание стало бы менее интересным. К сожалению, уже не увидят нашу книгу многие ветераны, но мы очень надеемся, что на этих страницах сохранится память о замечательных людях Казанской Авиации во имя ее Будущего.

Для освещения темы современного авиастроения в Казани мы приводим некоторые статьи журналиста Т. Латыпова, опубликованные в газете «Время и деньги». Тимур искренне интересуется историей авиации и пристально следит за состояние дел в казанском авиастроении. Он, пожалуй, единственный среди казанских журналистов, кто последовательно и объективно занимается нелегкой темой российского авиапрома. За это ему особая благодарность.

 

Равиль Вениаминов 

 

Конструктор сайтов - uCoz